Цветовое соответствие
Поскольку мы увидели, что явление цвета есть субъективное понятие, то модель цвета должна принять во внимание наше знание относительно механизма цветового зрительного восприятия, если она должна иметь какую-нибудь полезность. Наиболее очевидный способ сравнивать два цвета на сходство является такой, чтобы смотреть на них рядом. Это как раз то, что было сделано на ранних стадиях цветовой науки
3.1.1 Tristimulus (трехцветное) цветовое соответствие
Чтобы точно воспроизвести цвет данного объекта, сначала, казалось бы, необходимо иметь множество источников света, соответствующих всем различным спектральным цветам, и корректировать интенсивность каждого цвета отдельно, пока спектр объектов не был бы точно дублирован.
На практике, однако, эквивалентные цветовые ощущения могут быть созданы смесью только трех цветов. Это потому, что аналитическая разрешающая способность глаза для цвета недостаточна, по сравнению с разрешающей способностью других органов чувств типа уха или носа; комплексный световой раздражитель воспринимается как единое ощущение. Например, данный комплексный звуковой раздражитель, типа концертного оркестра, имеет возможность разрешить индивидуальные инструменты, а слышать только скрипки. Невозможно, давая смешанный зрительный раздражитель, такой как белый свет, “обращать внимание” только на красные составляющие. (Хотя пространственная разрешающая способность глаза намного лучше, чем уха).
Рисунок 11 - Trichromatic (трехцветное) цветовое соответствие
Рисунок 11 показывает экспериментальную схему для проведения опытов цветового соответствия. Лампы направлены на диффузор (показанный как серый прямоугольник на рисунке 11) так, чтобы наблюдатель видел однородный единый цвет. Неизвестный свет, который должен быть согласован, отмечен "?", просматривается рядом с тремя стандартными (эталонными) источниками света, интенсивности которых индивидуально изменяются до тех пор, пока цвета не будут согласованы.
Три источника света, часто выбираемые для экспериментов цветового соответствия, это монохроматические (одиночная длина волны) источники при 700нм (ало-красные), 546.1нм (желтовато-зеленые) и 435.8нм (синевато-фиолетовые).
Они представлены на рисунке 11 и иллюстрации 26. Зеленые и сине-фиолетовые огни соответствуют острым пикам в спектре из ртутной паросветной лампы; это допускает калибровку и обмен экспериментальных данных между различными сериями измерений. Красный свет находится в зоне спектра, где изменения в длине волны производят мало изменений в воспринимаемом цвете, минимизируя эффект разрегулировки.
В некоторых случаях выравнивание может быть получено только регулированием неизвестного цвета; это выполняется добавлением правильного соотношения одного или большего количества стандартных источников света с использованием второго набора эталонных ламп, показанных серым на рисунке 11. Это эквивалентно отрицательной величине одного или большего количества требуемых источников света. Задание цвета в терминах количеств энергии, требуемой от каждого из трех источников света, чтобы согласовать цвет, названо координатой цвета.
3.1.2 Аддитивность
Цвет, получающийся в результате смешивания двух цветных источников света, может быть точно предсказан; это есть сумма координат цвета для двух источников света. Координата цвета из смеси 50 на 50 двух источников света есть таким образом средняя координата цвета.
Это важное свойство, названное аддитивностью, позволяет предсказать цвет смеси произвольного числа источников света. Рассмотрение спектра цвета, который будет получен из большого количества диапазонов длин волн, допускает координату цвета любого объекта, которая будет вычислена как аддитивная смесь этих диапазонов. Если предсказанная координата цвета смеси положительна, она может быть смешана с цветом, согласующим описанную установку. Это истинно, даже если один из компонентов смеси имеет отрицательные координаты цвета.