Цвет в компьютерной графике

       

Цветовые схемы


Диапазон связанных цветов, используемых вместе, дает единый вид без помех. Плохой выбор цветов может сбить с толку или быть слишком резким и вызвать зрительное напряжение, если смотреть на него длительное время. Выбор связанных цветов это, скорее, субъективный процесс; однако можно использовать высокопрофессиональные художественные советы и цветовую науку. Во многих случаях эмпирические принципы высокопрофессионального художественного искусства можно объяснить в терминах цветовой науки.

6.3.1 Использование художественных советов

Дополнительные цвета являются цветами, которые находятся на противоположных сторонах цветового круга. Использование дополнительных цветов позволяет создать сочное, привлекающее зрителей изображение. Чтобы изображение не выглядело очень ярким, цветность должна быть уменьшена для больших областей. Часто для больших областей полезно использовать один цвет или группу подобных цветов так, чтобы их дополнительные цвета выделялись, когда они используются в малых количествах как наиболее яркие участки изображения или акценты. Различные цветовые модели используют различные размещения цветов по цветовому кругу, поэтому точное размещение дополнительного цвета изменяется с цветовой моделью. Подлинно перцептивно однородная шкала дала бы правильный цвет. Определение дополнительных цветов может быть легко сделано на глаз. Просто смотрите пристально на маленькое цветовое пятно на черном фоне в течение минуты или около этого. Затем, переведя взгляд на хорошо освещенную белую поверхность, вы увидите изображение в дополнительном цвете. Иллюстрация 43 может быть использована, чтобы попытаться сделать это. Обратите внимание на то, что точность полученного цвета зависит от используемого источника света.

Вследствие просмотра фоточувствительный пигмент в конусах становится обесцвеченными, так как существует непрерывный цветной раздражитель от яркого цвета. Смотрящий в одну точку, без движения глаз сохраняет изображение в одних и тех же клетках в сетчатке.
В отдыхающей клетке пигмент насыщается. Чтобы это не происходило, пигмент в каждом типе конуса истощается пропорционально величине, до которой этот цвет возбуждает каждый тип конуса. Например, зеленый раздражитель обесцветит конусы М больше других. Взгляд на белую поверхность дает иллюзию розового цвета, пока пигмент не восполнится.

Изображение, в котором много ярких несвязанных цветов, будет выглядеть хаотичным и бессмысленным; нет единой точки фокуса. Использование групп связанных цветов и расчетливое использование ярких цветов предотвращает этот эффект и создает профессиональное изображение.

Если отдельные цвета должны иметь индивидуальные обозначения, они должны быть ясно объяснены, а цвета должны быть легко различимы. Некоторые цвета имеют общепринятый смысл, который является широко, если не универсально, понятным. Например, красный ассоциируется с действием, волнением, опасностью, высокой температурой и запрещением. Такие обозначения многообразны и противоречивы. Они также могут иметь разный смысл в разных культурах.

Когда должен использоваться сглаженный диапазон цветов, полезно объединять существующие обозначения цветов, особенно те, которые понимаются однозначно благодаря ясно определенной группе. Например, в медицине красный обозначает здоровую ткань, а синий - зараженную ткань. В картографии диапазон от темно-синего до светло-синего и белого определяет глубину морей; желтые, зеленые и коричневые задают увеличение высоты суши, которая достигает максимума в фиолетовом и белом для высоких гор.

6.3.2 Использование цветовой науки

Не используйте синий и красный вместе. Не используйте синий как цвет букв, когда важна форма; однако он создает хороший фон. Почему? Хроматическая аберрация глаза не дает возможность полностью сосредоточиться на красном и синем одновременно, как показано на иллюстрации 44. Глаз будет утомляться от непрерывной перефокусировки, и хрусталик окажется в положении, где ни один цвет полностью не будет в фокусе. При использовании синего в качестве фона нет четкого очертания, поэтому мягкое размывание изображения является ненавязчивым.


Явление стереограмм дает видимость глубины.

Не используйте мелкие детали изображения в синем или красном цвете на темных цветных фонах. Почему? Кривая спектральной чувствительности имеет пики в желтой и зеленой части спектра. Цвета в экстремумах (на краях) спектра будут казаться более темными, чем желтые и зеленые, при том же самом измеряемом уровне силы света. Точно так же желтые и зеленые на светлом фоне будут иметь низкую контрастность и таким образом будут плохо видны.

Не используйте синий или фиолетовый для небольших перемещающихся изображений типа курсоров мыши. Почему? S конусы имеют более медленную реакцию, чем М или L конусы. Следовательно, они плохо реагируют на быстродействующие изменения в позиции синих и фиолетовых объектов. Плотность S конусов в центральной ямке намного меньше, чем плотность М и L конусов. Следовательно, пространственная разрешающая способность для синих объектов намного меньше, чем для других цветов (явление, которое, как мы  уже видели, используется субдискретизацией при кодировании видео).

Не полагайтесь на различие красного и зеленого цветов, чтобы передать важную информацию. Почему? Часть вашей аудитории слабо различает или вовсе не будет чувствительна к различиям красного и зеленого.

Используйте перцептивно однородные цветовые пространства, чтобы создать цветовые шкалы. Почему? Цветовые шкалы с перцептивными скачками могут давать ложное впечатление от неверной детали изображения. Области небольшого цветового изменения могут маскировать детали изображения. Перцептивно линейная цветовая шкала облегчает оценки отображаемого параметра.


Содержание раздела