в первое пространство. Узкие горизонтальные
Тема ритмической изменчивости, начатая простран-ственными ячейками, продолжается цветом (44.3). Цвет введен уже в первое пространство. Узкие горизонтальные ленты оконных проемов заполнены цветным стеклом и имеют интенсивно окрашенные откосы. Характер их расположения в плоскостях стен метричен, т. е. они имеют равные импосты и равные размеры. Но цвет введен ритмично - каждый из этих рядов имеет свой порядок чередования интенсивно окрашенных откосов - красный, синий, желтый, белый, и ряды окон северного и южного фасадов за счет этого получают различную ритмическую характеристику. Итак, первый объем решен на излюбленном этим мастером архитектуры приеме контраста нейтральной, ахроматической, почти белой поверхности стен и цветных интенсивных пятен оконного заполнения.
Ле Корбюзье так характеризовал свое кредо: "Уже в 1910 году я уверовал в освежающее и очищающее свойство известкового молока. Практика показала мне, что белизна сияет в полную силу, если окружить ее мощной цветовой гаммой. Увидев в железобетоне зародыш "свободного плана" (плана, освобожденного от оков стены), я пришел к архитектурной полихромности, формирующей пространство, создающей многообразие, отвечающей душевным порывам и способной соответствовать любым жизненным проявлениям. Полихромность соответствует полному расцвету жизни. Я повторяю - соответствует расцвету жизни". (Ле Корбюзье. Беседа со студентами архитектурных школ. - В кн.; Мастера архитектуры об архитектуре. М.: Искусство, 1972, с. 257-258).
Второй объем имеет интенсивно окрашенные плоскости. Здесь в отличие от ахроматической строгости стен первого зала потолок и стена-экран окрашены в интенсивный желтый и синий цвета. Они задают стабильный цветовой ряд. В этом же помещении использован прием вариабельного и подвижного цветового ряда, сформированного круглыми световыми плафонами. Откосы плафонов окрашены в интенсивные цвета, цветное заполнение фонарей усиливает активность цветовых пятен потолка. Световые фонари завершаются коническими объемами, ориентированными на разные участки небесной сферы.Благодаря этому вводится еще одна возможность усилить активность ритмического ряда - задается попеременно меняющаяся яркость плафонов в зависимости от времени дня при постоянной яркости стеновых витражей основного зала.
Содержание раздела