Цвет в интерьере

       

Зарисовка




Выбор темно-синих и голубых цветов для орнаментирования облицованных светло-желтыми плитками плоскостей - еще один пример направленной организации внимания. Применение на фасадных плоскостях группы синих и желтых цветов дает очень интересный оптический эффект. Цвета, выбранные из диаметрально удаленных точек цветового круга, вследствие одновременного контраста усиливают друг друга для близко стоящего наблюдателя. По мере удаления от цветной поверхности у наблюдателя возникает ощущение ахроматического цвета в силу первого закона оптического смешения цветов. Благодаря тому что изменена насыщенность синего цвета и наиболее крупная сетка орнамента выполнена из самых темных по тону керамических плиток, этот узор продолжает читаться с такого расстояния, когда светло-голубой и охристый цвета уже нейтрализовали друг друга.
Поскольку синий цвет должен был нейтрализовать с некоторого критического расстояния не только группу желтых керамических плиток, но и большие плоскости желтовато-охристого кирпича, площадь, занятая синими керамическими плитками, значительно больше площади всех остальных цветов. В противоположность синим группа желтых цветов занимает на фасадных плоскостях небольшую площадь и отличается не светлотой, а богатством цветовых тонов, их широкой палитрой. Трудно сказать, был ли известен этот эффект древним мастерам, но современная физиологическая оптика утверждает, что максимальное различение цветового тона наблюдается в желтой части спектра (М. Джонс, Г. Лоуренс и У. Гамильтон), в то время как максимальное различение насыщенности характерно для синей части спектра (Г. Хартридж). Фактом является то, что в зоне, легкодоступной человеческому наблюдению (в интерьере, на портальных плоскостях вблизи входного проема), среднеазиатские мастера дают очень широкую растяжку желтых тонов, тонкое разнообразие оттенков. Так, в мавзолее Туглу-Текин в Самарканде входная портальная плоскость покрыта резной мозаикой с широким включением большого количества плиток цвета неаполитанской желтой, охры, кадмия и сложных цветовых оттенков, полученных с примесью умбры, английской красной и т.

Содержание раздела