Цвет в интерьере


         

Зарисовка




Качественные изменения цветового потока от наблюдаемой цветной плоскости в процессе адаптации - результат установления обратной связи. При наблюдении светящейся поверхности с целью различения яркостей мы сталкиваемся со случаем циклического чередования периодов доминантной и обратной связи. Эта цикличность хорошо прослеживается в феномене, отраженном в законе Вебера - Фехнера. В соответствии с этим законом человек оценивает различие в яркости между двумя поверхностями не в тот момент, когда оно появляется, а лишь когда оно достигает ~1 % от яркости сравниваемых поверхностей. Следовательно, существует определенный временной интервал, в течение которого величина яркости увеличивается, и, значит, физическое воздействие на человека сказывается, но сказывается односторонне и не фиксируется зрительным анализатором. Оценка же и сравнение величин по достижению порога различения идет по принципу обратной связи.
Принцип обратной связи проявляется в зависимости ощущения яркости от уровня раздражения; различия в интенсивности ряда раздражителей воспринимаются одинаковыми, т. е. изменяются в арифметической прогрессии, если эти интенсивности образуют геометрическую прогрессию.
При резком увеличении или падении освещенности вновь срабатывает феномен обратной связи. Это становится заметным при рассмотрении шкалы ахроматических образцов, характеризующейся перепадом яркости (200:100:50: ...) и воспринимаемой как равноступенчатая. Резкое увеличение или уменьшение освещенности не сказы-вается на нашей оценке равновеликости выкрасок этой шкалы, но величина различий между соседними выкрасками начинает казаться меньшей, т. е. ряд кажется укороченным, а ахроматические пятна - сближенными по яркости.
Человек является доминирующим компонентом системы и ведущим звеном в установлении связей. Доминантная значимость человеческого влияния проявляется в том, что он может корректировать и изменять отдельные составляющие цветовой среды. История интерьера показывает, что использование цвета в лучших образцах прошлого зачастую опиралось на интуитивно уловленные особенности цветоощущения, что в каждом конкретном случае цветовая схема подправлялась с учетом реального восприятия ее человеком, т.

Содержание  Назад  Вперед