Цвет в интерьере

         

Зарисовка - часть 2


е. с учетом обратных связей.
Яркие примеры учета особенностей цветового восприятия дает нам древнерусская архитектура. Рассмотрим, как использовались закономерности зрительного восприятия мастерами, строившими церковь Троицы в Никитниках.
Одностороннее расположение оконных проемов в интерьере этой церкви создавало различные уровни освещенности на поверхности стен. Строя общий колорит и выбирая цвета фрескового изображения, авторы компенсировали неодинаковую освещенность и неоднозначность условий восприятия. Для северной и южной стен интерьера они выбирали различные по качественной и количественной характеристикам цвета, учитывая, что одновременное восприятие теплых и холодных цветов в различных световых режимах протекает по-разному.
Исходная пространственная концепция - создание цельного стабильного пространства - потребовала изменить цветовые группы северной и южной стен. В результате эффект подобия одного и того же цвета на противоположных стенах достигается путем изменения его яркости и насыщенности - синий цвет на южной стене темнее и насыщеннее этого же цвета на северной стене (в соответствии с эффектом Пуркине при уменьшении освещенности красные цвета темнеют, синие - светлеют и пороговое различие между ними увеличивается). Изменена и величина относительных порогов яркости в цветовых группах этих стен (закон Вебера - Фехнера). В частности, светлотный контраст между изображением и фоном на затененной южной стене спокойными проемами выше, чем на противоположной, освещенной прямым светом стене. Для южной стены увеличена площадь красочных пятен, границы цветовых групп имеют более правильную форму, столкновение цветовых контрастов напряженнее и острее.
Избирательность - одна из основных особенностей человеческого внимания - выражается следующим образом: в любой момент работы незаторможенного сознания внимание человека концентрируется на главном элементе воспринимаемой системы; вся остальная информация, второстепенная для данного момента и данной задачи, становится фоном.В этом случае можно говорить о том, что действует закономерность Эшби, которую он называл доминированием S над 0, т. е. S->0.
Задачи цветового упорядочивания в архитектуре требуют дальнейшей детализации системного эталона. Уже первичная модель, фиксирующая расположение элементов и их иерархическую упорядоченность, показывает, что цветовое пятно составляет лишь одну ступеньку дерева декомпозиции. Системный эталон предполагает группировку отдельных элементов в цветовые группы, обладающие системной организацией, Таким образом, цветовые пятна, собранные в один горизонтальный ряд системной иерархии, составляют уровень иерархии. Следующий уровень иерархии в нашем случае составляют цветовые группы, качественно отличающиеся от элементов и представляющие уже единицу. Если мы проанализируем два нижних уровня с помощью разработанной семиотикой классификации элементов и структур, то увидим следующую зависимость (схема 3).




Содержание  Назад  Вперед