Цвет в интерьере

       

опорные цвета" решают широкий круг


Здесь " опорные цвета" решают широкий круг задач; выявляют структурную значимость архитектурных элементов интерьера, облегчают поиск зависимости между ними; служат эталонами и облегчают оценку примененной цветовой схемы; задают оси устойчивости привлечения и концентрации внимания зрителей; служат своеобразным "камертоном" для оценки вариантности и подвижности сложных цветовых оттенков.
Наиболее широко применялись опорные цвета в русских фресках. Подобно тому как русские иконы испокон веку имели очерченные границами графических рамок клеммы, отдельные сцены фресок в рассматриваемый период были ограничены алым контуром. Контур меняет свою толщину при горизонтальном и вертикальном прочерчивании, выявляет арки и створы оконных проемов. В ярославской церкви контур сохраняет за собой лишь функции членения плоскости стены на горизонтальные строчки. В церкви Богородицы Ферапонтова монастыря контур выполняет традиционную роль выделения отдельных сцен, а вот в выделении архитектурных элементов интерьера задачи контура усложнены. Лучше всего это видно на южной стене, где прекрасно сохранились следы краски. Вместо того чтобы жестко прочертить границу оконного проема на резко затененной в силу яркостного контраста стене, Дионисий завел цветовое пятно на ярко освещенный откос оконного проема, смягчил контраст и облегчил единоборство света и тени в пределах одного цветового пятна.
Уже у Дионисия мы сталкиваемся с введением опорных цветов в качестве эталона для сравнения. Для него таким эталоном служит цветная радуга арок входного портала. Сюда, на фасадную плоскость, вывел Дионисий свои лиловые, зеленые, охристые цвета, подчеркнул их контрастом белого цвета, опять показал их в тени и на свету, подобно краске на оконном откосе (ведь арка пластически обогащена и прекрасно моделируется светом и тенью), предъявляя зрителю все богатство цвета на свету и в тени.
Цветовой колорит интерьерных фресок этой церкви построен на тех же сложных оттенках лиловых, зеленых, пурпурных цветов.

Содержание раздела