Цвет в интерьере

       

Вертикальные грани обработаны нетрадиционно. Кроме


Вертикальные грани обработаны нетрадиционно. Кроме обычного пурпура, в них включен линейный элемент желтого цвета. Этим повышена активность граней и подчеркнута их возможность служить опорными цветами в цветовой теме интерьера, быть началом отсчета цветового ряда. Желтый цвет вертикального и горизонтального рядов воспринимается по-разному, так как в капителях он расположен между полосами красного и зеленого цветов, а в вертикальных гранях - между одинаковыми по тону красными полосами.
Эта интуитивно найденная система отношений находит подтверждение в работах современных естествоиспытателей. Если рассматривать цветовую схему интерьера как информацию на входе, а воздействие цветовой среды на человека - как информационный поток, то нам придется принять следующее положение: модель информационного потока строится с учетом ограниченности сенсорной информации и необходимости введения основного кода, с учетом избирательности внимания, параллелизма обработки информации.
"Крайне ограниченная способность мозга обрабатывать большой объем информации,- читаем мы у Р. Хелда и У, Ричардса,- проявляется постоянно. Чем более изолирована информация, то есть чем меньше имеется эталонов для сравнения, тем труднее ее обрабатывать".
И вот такими-то эталонами для сравнения можно считать пятнышки охры в росписях Дионисия, опорные цвета ярославских мастеров, интуитивно введенные для облегчения восприятия цветовой схемы.
Использование опорного цвета может быть оправдано и с точки зрения современной науки о проблеме восприятия. Работы советских психологов (А. Леонтьев, Д. Узнадзе, А. Запорожец, В. Зинченко) являются фундаментом для разработки психологической теории, исходящей из гипотезы уподобления. Трактуя процесс восприятия как непрерывную борьбу с иллюзиями, при которой в памяти происходит непрерывный перебор эталонов -"оперативных единиц восприятия", психология дает экспериментальное обоснование гениальной интуиции зодчих прошлого.
Весь ход развития архитектуры, зафиксированный в истории интерьера, и современный этап развития интерьера показывают, что формирование цветовой среды не случайно, а причинно обусловленно и композиционные построения подчиняются ряду закономерностей.В процессе решения композиционных задач цвет способствует ориентации человека в создаваемом для него пространстве, для чего могут использоваться такие приемы, как неожиданность цветового пятна, подсоединение цветов-компаньонов, эффект последействия, динамические изменения в положении элементов цветовой среды и т. д. На следующих уровнях цвет используется для выявления характерных качеств пространства, его целостности, позволяя оценить структуру, принципы метроритмической организации и масштабности.


Содержание раздела