Практическое руководство по рисунку и живописи

       

Начинающему художнику


Третьяковская галерея, Эрмитаж, художественные выставки неизменно привлекают внимание миллионов зрителей. Уже это одно говорит о том, как притягательно изобразительное искусство. Но есть особая категория ценителей прекрасного, которых называют самодеятельными художниками. Это люди самых разнообразных профессий, разного возраста, отдающие свой досуг творчеству. К ним и обращены наши беседы о рисунке и живописи.

В наших практических заданиях вы найдете уроки, которые должны помочь вам начать систематические занятия рисунком и живописью. Задания не представляют собой свода «тренировочных» упражнений, обязательных для «выработки суммы навыков», а предлагаются вам в качестве своеобразного компаса на пути в искусство, в мир художественных образов. Мы хотим, чтобы вы, прежде всего, учились видеть окружающую жизнь глазами художника.

Пусть каждый ваш рисунок, этюд, эскиз наполняется вашими впечатлениями, вашим отношением к тому, что вы изображаете. Пишите и рисуйте то, что увлекает вас, пробуждает живой интерес и вызывает желание взяться за кисть или карандаш. Удивление, восторг и влюбленность в прекрасное, открытие красоты в природе — первое и самое необходимое условие для творчества. А искренность, неподдельность переживаний, по меткому выражению замечательного артиста и художника С. Образцова, это — «горючее, приводящее в действие талант».

Цель наших занятий-помочь вам развить наблюдательность и творческое воображение, найти конкретные изобразительные задачи, познакомить вас с образным языком рисунка и живописи. Занятия принесут вам пользу, если в результате, прямо скажем, нелегкой работы и нелегких поисков решения этих задач вы ощутите радость создания своих первых самостоятельных произведений.

Мы надеемся, что вы будете выполнять задания не ради «зачета» и не отнесетесь к ним формально. Важно понять, что вы должны руководствоваться стремлением развить свои способности к творчеству, а не механически «пройти программу».

Некоторые начинающие ошибочно предполагают, что достаточно выполнить несколько рисунков и этюдов «по уроку», и можно считать материал усвоенным.


Другие, наоборот, рассуждают так: вот я научусь передавать объем предметов или пропорции или еще что-то, тогда пойду дальше. Такое узкое, можно сказать, школярское понимание сложного процесса занятий искусством мешает неопытным художникам проявить свои способности и действительно научиться передавать свои замыслы.

Все изобразительные задачи в искусстве взаимосвязаны, хотя в наших уроках они будут раскрываться перед вами в определенной последовательности. Поэтому ваша практическая работа не должна ограничиваться только рамками задания. Так, если в одном уроке ваше внимание привлекается к поискам композиционных решений рисунков или этюдов и предлагается делать наброски вариантов компоновки, то это не означает, что в последующих занятиях вы не должны больше делать подобных набросков. Наоборот, от рисунка к рисунку, от этюда к этюду, развивая свои композиционные способности. вы сами должны чувствовать, как возрастает необходимость этих набросков. Или, например, выполнив рисунок «на пропорции», наивно считать, что содержание задания исчерпано. Поскольку пропорции в изображении являются средствами создания образа, то в каждом рисунке надо об этом помнить. Следовательно, кроме выполнения предложенных нами зарисовок по заданию, необходимо работать самостоятельно.

Практически наши уроки, их последовательность — это лишь канва для занятий. Очень большое значение имеют индивидуальные способности и интересы каждого самодеятельного художника. Поэтому вы сами должны чувствовать, над чем стоит в особенности подумать, на что обратить внимание в данный момент, какую натуру выбрать, чтобы вас не покидала увлеченность.

Мы надеемся, что наша книга станет для вас полезным собеседником. Однако не следует ее рассматривать как «самоучитель», «пройдя» который можно механически «научиться» искусству.

Начинающему художнику трудно (а иногда и невозможно) заниматься уединенно, вне творческой среды и профессиональной помощи. Советы опытных художников, занятия в кружках приносят неоценимую пользу в изучении изобразительной грамоты.


Никакая книга не заменит вам конкретные советы и меткие, только для вас одного предназначенные, указания педагога. Для самодеятельных художников в нашей стране создана широкая сеть студий и кружков. Более того, в Москве существует учебное заведение специально для любителей искусства — Заочный народный университет искусств. «Он делает, — как писал в одной из своих статей Б. Иогансон, — благородное и очень нужное дело». Одну из этих форм занятий — очную или заочную — вы можете выбрать по вашей склонности.

Мы, конечно, понимаем, что вы заняты на производстве, домашними делами и со временем у вас туго. Но если ждать «свободного времени» для рисования, откладывая работу со дня на день, то не исключено, что такая возможность будет предоставляться крайне редко. Некоторые ученики так и бросают занятия за недостатком времени, потому что не умеют использовать каждую возможность для набросков, зарисовок и т. д.

Французский живописец Милле первую половину суток пахал землю, чтобы прокормить свою семью, а свои картины, которые вошли в историю искусства, создавал, презирая досуг, забывая об усталости. «Препятствия меня не заставляют сгибаться», — говорил знаменитый Леонардо да Винчи.

Силу своей любви к искусству вы можете доказать умением продолжать занятия в любых условиях. Если за день вы сделаете хотя бы один набросок, потратив 10—15 минут (а такое время всегда можно выкроить), то это принесет вам больше пользы, чем ожидание «свободного времени».

Ни одного дня без рисунка! Композитор и знаменитый пианист Антон Рубинштейн сказал: «Если я один день не играю, то я это замечаю сам, если два дня не играю, то это замечают мои друзья. Если же я три дня не играю, то это замечает публика».

Многие художники, особенно молодые, только что окончившие художественные училища и вузы, едут в села, на Крайний Север, поступают на рыболовецкие суда и т. д. — им нужен «жизненный материал» для произведений. А самодеятельные художники находятся в нем, им не нужны «творческие командировки».

Работайте повсюду — с натуры, по памяти, по воображению, и постепенно вы почувствуете то самое «творческое состояние», благодаря которому рисование и живопись станут для вас такой же потребностью, как хлеб и воздух.


Содержание раздела