Практическое руководство по рисунку и живописи

       

О МАТЕРИАЛАХ И ТЕХНИКЕ РИСУНКА


Для карандашных рисунков выбирают плотную, хорошо проклеенную, но не глянцевитую, а шероховатую бумагу. Наброски можно делать в блокнотах, в альбомах из рисовальной бумаги.

Рисуют обычными графитными карандашами мягких номеров, обозначенных на оправе буквами М или В (№ 1М — самый твердый, № 6М — самый мягкий и жирный). Твердые номера; (№ 1T-№ 5Т — самый твердый) используют только в оформительских работах, для чертежей и очень редко для рисунков с натуры.

Выбор карандашей определяется конкретной задачей рисунка, особенностями натуры, а также склонностями художника к той или иной манере исполнения. Допустим, поставлен натюрморт из контрастных по тону предметов. Здесь нужны мягкие карандаши типа «Комсомольский», «Орион», импортные «Кох-и-нор» и «Саксония». Позже пригодится и карандаш «Ретушь». А для наметки контуров возьмите карандаши «Пионер» № 2М или «Конструктор» № 2В, дающие легкие и четкие штрихи.

Покупая карандаш, посмотрите на срез грифеля с торца. Если заметите раковинки, то значит карандаш будет ломким. Не роняйте карандаши, иначе и хороший графит станет ломким.

Прежде чем рисовать, заточите 3—4 карандаша, чтобы не останавливать работу, когда грифель затупится. Затачивают карандаш, отступив на 2—3 см от его конца. При этом грифель должен быть отточен не менее чем на 1 см. Неплохо прикрепить к планшету полоску наждачной бумаги, чтобы обтачивать на ней грифель.

Во время работы надо смотреть не на острие карандаша, а как бы забегать глазом вперед, куда должна быть доведена линия. (П. Чистяков советовал заранее представлять себе, что «отсюда сюда — форма такая».) Наметив линию, тут же сравните ее с другими штрихами, посмотрев на форму в целом, соотнеся с главной вертикалью, осью конструкции предмета.

Рецептов штриховки не бывает. Но совет «наносить штрихи по форме» надо правильно понять и к месту использовать. Рисунок не имеет ничего общего с растушевкой по частям заранее очерченных контуром фигур. Контур в рисунке является результатом лепки формы тоном, штриховкой.


Да и сразу точно его невозможно найти. Начинают рисунок с «касательных» штрихов, охватывающих «место» формы в пространстве, а не вырезающих ее абрис, «край».

Полезно заранее попробовать силу тона каждого карандаша, сделав на отдельном листке штриховку от самых легких до самых жирных штрихов.

Для исправления рисунка и снятия излишней черноты тона надо приготовить резинку — «клячку» (рис. 25). Покупают обычные серые резинки-ластики (только не резинки для чернил) и выдерживают их в банке с очищенным бензином 2—3 дня. Разбухшую резинку вынимают и для удаления бензина кладут на промокательную или оберточную бумагу. Затем резинку надо обязательно прокипятить еще, после чего она хороша для рисования.



Рис. 25

Рисунки пером делают тушью на более плотной и гладкой бумаге, иногда и на мелованной. Но слишком гладкая, глянцевая бумага, а также бумага, чрезмерно проклеенная или имеющая жировые пятна, не годится, на ней тушь плохо ложится.

Рисуют обычным металлическим пером (лучше медным, без утолщения на кончике), гусиным пером, пером из тростниковой палочки, а также деревянными палочками, оструганными в виде лопаточки или на острие. Гусиные и тростниковые перья тоже затачивают не только остро, но и в виде лопаточки. «По натуре и прием».

Прекрасный материал для рисунков — древесный уголь. Им создают особо живописные и широко раскрытые рисунки, сочетающие мазки, растушевку с линиями и штрихами разной силы и четкости.

Уголь в готовом виде продается в магазинах для художников. Его можно научиться приготовлять самому. Для этого нарезают березовые палочки без сучков длиною около 15 см, очищают от коры и укладывают в консервную банку. Банку засыпают сухим речным песком доверху, закрывают крышкой и обмазывают все пазы глиной. А посередине крышки обязательно делают небольшое отверстие. Затем эту банку ставят в печь для обжига.

Когда из отверстия пойдет дымок, вынимают банку, дают ей остынуть и осторожно освобождают от обмазки. Удалив песок, достают угольки и пробуют их на бумаге: если их недожгли, уголь будет царапать бумагу, наоборот, пережженный уголь будет крошиться.


При некотором опыте вы научитесь определять время, необходимое для обжига. Рекомендуемая температура при обжиге — 250°-300° С.

Другие материалы для рисунка, имеющиеся в продаже, — прессованный уголь, соус и сангина.

Соусом работают сухим способом, примерно так же, как и углем. Перехода от темного тона к светлому добиваются с помощью растушки. Ее делают из треугольного листа бумаги, туго скрученного в заостренную трубочку. Бывают и готовые растушки из кожи, замши.

Соус хорошо растворяется, поэтому его можно наносить на рисунок и кистью (мокрый способ).

Выбор любого материала и техники рисунка подчиняйте изобразительным задачам, характеру натуры. Учитывайте обязательно и свои способности, склонности, свою подготовленность к тому или иному способу рисунка. Но знайте, что смена материалов, пробы новых приемов усиливают интерес в работе, развивают руку и глаз, наталкивают художника на новые открытия. П. Чистяков говорил о своем ученике Серове, что тот «постоянно искал и поэтому не переставал развиваться».


Содержание раздела